|
С января по август в Зауралье проходила областная (в рамках всероссийской) казачья фольклорно-патриотическая экспедиция. Ее маршруты проходили по селам Звериноголовского, Целинного, Белозерского, Катайского, Куртамышского районов.
Основной целью экспедиции было сохранение и популяризация историко-культурных традиций российского казачества, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи. В ходе экспедиции записывались воспоминания казаков-фронтовиков и тружеников тыла, казачий фольклор, создан региональный фонд-архив «Живая память». Школьники и молодежь занялись изучением истории станиц и крепостей, составлением родословных казаков-старожилов, ухаживают за памятниками и братскими могилами.
Результаты экспедиции оценивались по следующим основным направлениям: научная и культурологическая значимость (этнографическая достоверность) собранных фольклорных материалов; глубина раскрытия темы «Роль казачества в Великой Победе»; актуальность и значимость творческих проектов (отчетов), их современность, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое содержание; культура оформления творческих проектов (отчетов).
Жюри рассмотрело представленные материалы и документы и определило победителей регионального этапа экспедиции, который проходил в июле – августе. Ими стали Курганский областной Центр народного творчества (руководитель экспедиции – заслуженный работник культуры Российской Федерации Л.А. Саверский, заведующий отделом традиционной народной культуры) и военно-патриотический клуб «Сполох» из села Боровского Катайского района (руководитель экспедиции – Н.В. Телякова, директор Центра русской культуры «Берегиня»). Они примут участие в заключительном, всероссийском этапе экспедиции.
Награждение победителей состоится 4 ноября, в День народного единства.
Организаторы экспедиции – Управление культуры Курганской области и ГУ «Курганский областной Центр народного творчества».
– Просыпайся, народ:
Петров день настаёт! –
мальчишки и девчонки в народных костюмах идут в предутренных сумерках по деревен-ской улице, будя односельчан и отпугивая попутно нечистую силу стуком в кастрюли ложками-поварёшками. Походя из поленниц по чурочке прихватывают – для костра.
Костёр разожгли в степи за селом. Оказывается, солнце взойдёт быстрее, если со-греть землю огнём.
Земля и так не очень-то замёрзла – двадцать градусов на термометре. А вот сол-нышко подвело – еле-еле блеснуло из-за облаков да там же и скрылось. Тучи – это непло-хо: звериноголовцы жалуются, что дождь нынешним летом видали ещё реже, чем курган-цы. Да только дождик в этот день лишь чуть пробрызнул…
Вдруг поможет закличка, которой ребята встретили рассвет?
– Гори, солнце, ярче!
Лето будет жарче –
С овсом кучерявым,
С ячменём усатым,
С просом колосистым,
Со льном кустистым!..
В старину в каждой деревне день Петра и Павла отмечали по-своему. Часть этих многочисленных обрядов воспроизвели в Бугровом проводившие праздник сотрудники Звериноголовского центра казачьей культуры – филиала областного центра народного творчества. Хороводы вокруг костра с песнями водили. Венки из полевых трав вили. (Считалось, что в Петров день они особую целебную силу набирают). Головы косарей и рыбаков венками украсили. С этого праздника начинался сенокос, так что мы воочию увидели, как отбивают косу бойком на колоде, а затем и в дело её пускают…
– У меня литовка-то – как бретва! – похвастался косарь Евгений Павлович Сазо-нов.
А вот рыбаку не очень повезло. Сергея Михайловича Кучина тоже честь по чести проводили на промысел, шуточной «тематической» песней благословили. Он торжествен-но поплыл по озеру, проверяя ловушки-«витили». Но более чем скромный улов заставил усомниться в том, что святой Пётр – действительно покровитель рыбаков…
Нужно было ещё и корове венок на рог надеть. Однако обильное, но пугливое сельское стадо от ребятишек разбежалось в разные стороны.
– Пацаны, надо ручных коров искать! – разочарованно откомментировал один из участников утреннего шествия.
Зато дети на славу угостились у домов, где живут именинники – Петры и Павлы. Там их ждали радушные хозяйки, сидя на лавочках, застеленных коврами, многие из ко-торых сами и ткали. Вынесенные на улицу столы ломились от пирогов, ватрушек, хворо-ста-«копушек»... Запили компотом, квасом и – водой из колодца. Уяснили, что в Петров день обязательно надо умыться колодезной или ключевой водой: девицам – чтоб краси-выми быть, добрым молодцам – здоровыми.
«Детская» часть праздника завершилась не совсем традиционно – возложением са-мого большого венка к обелиску землякам, павшим в Великую Отечественную. Здесь же, у бревенчатого клуба, началось гулянье для взрослых: в последнее время стало привычным совмещать престольный праздник с Днём села. Чествовали «золотую» пару, передовиков и ветеранов. Много пели солисты и фольклорные коллективы районного Дома культуры и клубов своего и окрестных сёл. Устраивались шуточные игры и конкурсы: частушек, скороговорок, весёлые эстафеты.
Особенный ажиотаж вызвала «прогулка» по шатающемуся бревну. Победитель призового барана не отвязал, а… оборвал верёвку. Баран, естественно, удрал. Но вскоре был принесён «обёрнутым» вокруг шеи:
– Я его сделал!
– Ну давай на шашлыки приглашай! – не растерялись болельщики.
Парень не подвёл. Шашлыки были. Но без общего застолья на свежем воздухе так и так не обошлось. Особенно хороша была уха, сваренная в большом тагане на костре.
А рядом, у креста, установленного на месте разрушенной церкви, вёл службу прие-хавший из Звериноголовского Крестовоздвиженского собора отец Владимир…
* * *
Словом, на празднике – всё как в повседневной жизни: смешалось в кучу серьёзное и смешное, молитва и дискотека, народная традиция и клубное театрали-зованное представление…
Надо ли возрождать фольклор? Вряд ли это получится: поезд ушёл, глобали-зация наступает победным маршем; даже старейшая жительница Бугрового девяно-стооднолетняя Екатерина Никандровна Гладкова призналась, что Петров день пом-нит только как повод для застолья… Никто из взрослых сельчан не откликнулся на призыв выйти за околицу смотреть, как «играет» на рассвете солнце. Попытки ра-ботников культуры реставрировать древние обряды больше напоминают не общее народное действо, а спектакль, где артисты чётко отделены от зрителей.
Хорошо хоть, детей приобщают к традиционным ценностям. Глядишь, не вы-растут родства не помнящими…
На вопрос, успел ли выспаться – вставать-то посреди ночи пришлось, один из юных участников праздника легкомысленно махнул рукой:
– А я пораньше лёг. Как только телят загнал.
Наверное, так же отвечали на этот вопрос в Петров день его ровесники века назад. Делу – время, потехе – час…
Елена Печенина.
Фото Ирины Гордиевских.