|
15 октября в Народной галерее ГРДНТ в рамках презентации Курганской области в Москве открывается выставка мастеров декоративно-прикладного творчества и художников-любителей Зауралья
Народных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства любят и знают в Зауралье. Ежегодно Центр народного творчества организует большие областные выставки их работ. Известны наши мастера в Уральском федеральном округе, отдельные мастера участвуют в российских и даже международных выставках. Но в таком объеме мы впервые представляем зауральское народное искусство в Москве. В состав выставки входят около 27 работ 14 художников и около сотни произведений 38 мастеров ДПИ.
Немного истории
В контексте актуальной современной культуры творчество художни-ков-любителей и мастеров декоративно-прикладного искусства стабильно держится в рамках традиционной народной культуры с ее практической целесообразностью и ручным трудом.
Народное искусство Курганской области, сложившееся в XIX веке как мозаичная картинка культур переселенцев средней полосы России и Севера, сегодня, адаптировав традиции к местным условиям, составляет единую культуру Зауралья.
Курганская область – область сельскохозяйственная, и основное занятие населения – прежде всего, труд на земле. Любовь к малой Родине и патриотизм в художественном творчестве выражается в жанрах пейзажа и сюжетах, связанных с местной флорой и фауной.
Особенностью любительского изобразительного искусства Курганской области является то, что до 1945 года оно было единственным официальным искусством. Профессиональные художники активизировались только после эвакуации в Зауралье в военные годы специалистов и преподавателей из центра России. Лишь в 1968 году в Кургане появляется свое отделение Союза художников. Художники-любители и профессионалы много работали совместно, участвовали в общих выставках.
С конца семидесятых годов формируется понимание любительского искусства как особой сферы деятельности и уникального явления культуры Зауралья. Традиционно раз в два года организуются областные смотры-выставки, творчество отдельных ярких и самобытных мастеров отслеживается в регулярных персональных выставках. Областной художественный музей и Центр народного творчества хранят фонд лучших произведений любительского искусства.
Курганский наив: позитивность и искренность
Сегодня на территории Зауралья существуют несколько объединений самодеятельных художников (в городах Кургане, Далматове, Шадринске, селе Глядянском Притобольного района). Такие объединения дают возможность обмена опытом и знаниями художникам разных поколений и профессиональной подготовки, способствуют популяризации этого вида деятельности среди населения и позволяют открыть уникальные имена самобытных мастеров.
Можно отметить, что в некоторых случаях такое увлечение становится семейной традицией. И на этой выставке мы видим работы Леонида и Юрия Разбойниковых из Кургана, Андрея и Владимира Прониных из Глядянского.
Большинство художников приходят к этому увлечению из разных сфер деятельности. Есть среди них инженеры, механизаторы, врачи, домохозяйки, пенсионеры… Их объединяет любовь к творчеству, стремление выразить свое отношение к окружающему миру, поделиться радостью жизни.
Надо отметить, что любительское творчество всегда отличает именно положительное восприятие действительности, ведь самодеятельные худож-ники чаще всего творит из любви к самому процессу создания произведения, от избытка чувств и мудрого житейского опыта. Такие работы бывают пронзительно искренны и откровенны.
Чудеса «Кудесницы», пэчворк от «Сударынь»…
В области декоративно-прикладного искусства картина складывалась иначе. Культура области складывалась из обычаев славянской и тюркской культур. На сегодняшний день мы не можем констатировать глубокую непрерывную семейную, коллективную традицию в том или ином виде народного массового творчества. Революции, репрессии и войны XIX – XX века не раз прерывали связь времен. Иногда с уходом из жизни последнего мастера исчезала технология обработки материала и каноны орнаментальных и сюжетных композиций.
Сегодня в Зауралье большую популярность получили женские рукоделия, возможно, в силу «генетической» роли хранительницы очага: женщина бережнее относится к бытовым реликвиям, а в силу своей эмоциональности и любви к украшательству сама восстанавливает семейную традицию вышивки, шитья, вязания и ткачества. Объединяясь в студию, женщины восстанавливают и коллективную традицию народного творчества. Это хорошо видно на примере художественных студий, которые существуют сегодня в Курганской области.
Наиболее известна в Зауралье студия, которой руководит заслуженный работник культуры Г.С. Душкина. «Кудесница» существует с конца 60-х годов, объединяя мастериц уже в двух и даже трех поколениях. Сама Галина Сергеевна ведет свой род от переселенцев с Украины. Ее прабабушка Марфа приехала в Зауралье с Дона.
Сегодня студийцы «Кудесницы» много занимаются художественной вышивкой картин и панно, сюжеты выбирают индивидуально, часто следуя моде и вкусам сегодняшнего дня. Но отдавая должное традициям, мастерицы изготавливают полотенца, подзоры, шали, столовое и постельное белье. Тут используется традиционная символика, веками отработанные орнаменты и узоры.
Студия художественной вышивки «Славянский дом», возглавляет ко-торую Л.Ф. Карандаева, объединяет круг своих мастеров уже двадцать лет. Лидия Федоровна хранит и собирает образцы вышивок по Зауралью и всему Уралу. Значительную часть технологического процесса восстанавливает по описаниям в книгах и музейных каталогах.
В 1991 году была организована студия «Сударыни», основным занятием участниц которой стало лоскутное шитье. Возродив это направление по образцам из книг, взяв уроки мастерства в других областях России, студия сумела найти свой стиль, коллективные технологии и даже определенные каноны, характерные для Зауральских мастериц.
В рамках студии началась интересная работа и с текстильной куклой. Развивая приемы традиционной обрядовой куклы, мастера С.А. Лаптева и В.П. Елагина выводят эту деятельность на новый уровень образности и мастерства.
Вера Петровна Елагина занимается традиционной куклой, вводя ее в ролевые игры, создавая атмосферу русского быта. Куклы Светланы Александровны Лаптевой адаптированы к современному быту, стилизованы для нового интерьерного пространства, но в своей основе идут от исторических корней театрального костюма. Обе мастерицы – члены Ассоциации кукольников Урала, призеры всероссийских фестивалей и конкурсов.
Дерево и береста по-зауральски
Мужские ремесла представлены на выставке мастерами, работающими с деревом и берестой.
Василий Стародумов является многократным лауреатом областных, межрегиональных и всероссийских выставок и фестивалей мастеров декоративно-прикладного искусства. Он – призер I Всероссийского конкурса мастеров резьбы и росписи по дереву в Нижнем Новгороде. В 2005 году мастер стал победителем III Всероссийского фестиваля-конкурса «Салют победы» в городе Москва. Василий Николаевич награжден областной премией «Душа Зауралья» за вклад в развитие народной культуры. Обладая пытливым умом и философским взглядом на жизнь, в работе с деревом он предпочитает профессиональный подход.
Валерий Брюханов из Далматово самостоятельно освоил щепную технологию обработки дерева. На основе архангельской «птицы счастья» он творит целые «стаи» птиц, используя в качестве материала местную сосну.
Интересно и самобытно работают мастера в обработке бересты. Владимир Махнюк из Шадринска создал свой стиль «берестяного барокко», в котором становятся главными украшения и орнаментализация. Это изменяет традиции работы с материалом и формой, требует новых технологических разработок клееной техники соединения бересты. На основе своего опыта Владимир Георгиевич написал и издал книгу «Берестяное барокко».
Одним из продолжателей технологических поисков в обработке бересты является мастер из Далматово Владимир Лобов. Он так же применяет технику клееной бересты, создавая свои чайные сервизы и наборы для соков. Его декоративная кукла «зауральская красавица» стала визитной карточкой Курганской области.
В традиционной технике берестяного плетения работают мастера из Белозерского района Виталий Антонович Рухлов и его дочь Полина Витальевна Буренина. Их изделия отличаются тщательностью проработки деталей и уважением к материалу. Лапти, короба, шаркунки и шкатулки и сегодня пользуются большой популярностью у зрителей.
* * *
Народное массовое искусство остается очень важным наполнителем свободного времени современного человека и средством реализации его творческих амбиций. А рукотворная природа и положительная энергетика мастера, – несомненно, главная ценность произведений народного искусства.