Жизнь шести поколений семьи Галины Сергеевны ДУШКИНОЙ подтверждают старую истину: ЖЕНСКИЕ РУКИ В ДОМ УБЫТКА НЕ НЕСУТ! Зато несут мир, тепло и КРАСОТУ

   Может быть, цепочка поколений мастериц на самом деле гораздо длиннее. Но семейная память отсчитывает династию с прабабушки Галины Сергеевны М.И. Денисенко, приехавшей в нынешний Притобольный район Зауралья из Украины, с Дона. Марфа Исаевна не только одевала, обшивала, обвязывала домочадцев, но и слыла белошвейкой.

   Ее дочь Анна Петровна пошла дальше: стала узорницей. То есть создавала, придумывала узоры, а не копировала их. С шестнадцати лет Анну Петровну так и величали – по имени-отчеству! Со всей округи ехали к ней с заказами. А вот за взятую в кредит машинку «Зингер» она так и не смогла рассчитаться до конца жизни. Мастерство в нашем Отечестве, конечно, всегда ценилось, но – не материально…

   У сельской учительницы Екатерины Георгиевны Денисенко-Поповой до рукодельного инструмента руки доходили редко. Все больше организовывала колхозы и ликбезы, в кожаной тужурке ходила, как красная пролетарка.

   А вот Галину Сергеевну бабушки учили, как принято испокон веку. С четырех лет девочка была на «подсадке» (два – три года только смотрела, как работает мастерица), потом выполняла мелкие подсобные поручения. А с двенадцати пора невеститься – готовить приданое…

   Г.С. Душкина стала профессионалом от вышивки, известным не в одном Зауралье и не только в России. Но на ней династия не оборвалась. Работы дочери-пианистки, преподавателя музыкального колледжа Ларисы Петровны побывали на выставке «Вышитая икона» в Третьяковке. Старшая сноха, врач-гинеколог Наталья Анатольевна – участница выставки в итальянском городе – побратиме Кургана Руффине. Вышивают и младшая невестка, инженер Ольга Павловна, и дочь старшего сына гимназическая преподавательница английского и французского Юлия Сергеевна. Племянница Наталья Антоновна отказалась от профессии инженера, последние пятнадцать лет обучает вышивке девочек в гимназии Ангарска. Работы ее учениц принимали участие во всероссийской выставке детского творчества.

   Самая известная в чреде поколений мастерица – сама Галина Сергеевна. По образованию она – технолог швейного производства. Закончила московский техникум имени Моссовета, филиал текстильного института. Диплом защищала по сценическому костюму. Немало создала их и вернувшись в Курган, работая в областном театре драмы. Для одного только «Царя Федора Иоанновича» пятьдесят четыре костюма сконструировала и сшила!

   Но сердце и большую часть жизни отдала, конечно, вышивке. И пропаганде любимого дела. Через преподавание в многочисленних детских и «взрослых» студиях, центральное место среди которых занимает знаменитая «Кудесница», которая отмечает в марте будущего года свое сорокалетие и, кстати, объединяет в своих рядах представительниц двух, а то и трех поколений. Через выставки – шесть персональных в Кургане, двенадцать международных. (Это не считая экспозиций «Кудесницы», в том числе в Челябинске, Екатеринбурге, Кагалыме, Оренбурге, Суздали, Москве, Петропавловске…)

   А еще в личных заслугах Г.С. Душкиной – оформление малого зала областной филармонии, городского Дома культуры, участие в создании Музея декабристов, обучение приемам старинной монастырской вышивки в Суздальском женском монастыре…

   Галина Сергеевна – заслуженный работник культуры России, почетный гражданин Курганской области, обладатель серебряной медали ВДНХ, победитель неисчислимого количества смотров и фестивалей народного творчества, в том числе всесоюзных. Из Вашингтона она привезла золотую медаль «Мастер Золотая игла»

   Но самое, пожалуй, главное достижение Галины Сергеевны Душкиной – создание зауральской школы ручной художественной вышивки. Она имеет продолжение в ученицах, которые ведут десять студий. Причем не только в Кургане, но и в Ангарске, Челябинске, Москве…

   Край наш – переселенческий, жизненные устои в нем формировались в результате смешения традиций северно-, южно-, среднерусских, украинских, белорусских, татарских, башкирских… Школа вышивки нашей героини тоже родилась от «скрещивания» местных строгих, сдержанных северных технологий – белое на белом – с донскими, яркими, пестрыми. Галина Сергеевна бережно сохранила семейные реликвии: вышитые рушники, скатерти, подзоры, шали… Узоры, орнаменты, сюжеты предметов этой коллекции служат образцами для ее студийцев.

   Традиция традицией, но «Кудесница» создает на ее основе авторские, индивидуальные вещи – картины, панно. Г.С. Душкина, как всякий творческий человек, уважая и любя народный опыт, свободно ориентируясь, живя в нем, как в родной стихии, не стала дремучим консерватором. Она не только чтит традицию – развивает ее.

   Галина Сергеевна вообще производит впечатление человека очень современного, динамичного, подвижного. (Между прочим, на вопрос анкеты для сборника «Кто есть кто в Курганской области» о высшем достижении ХХ века в России ответила: «Свобода слова и печати»). В свои восемьдесят два не жалуется на время, на молодежь. Наоборот, считает, что сейчас к старине относятся с любопытством, воспринимают как нечто свежее, интересное и остромодное.

К многочисленным наградам Г.С. Душкиной на Дне города Кургана – 2009 добавилась еще одна – благодарственное письмо областного правительства «за сохранение, возрождение и развитие семейных традиций женского рукоделия Зауралья». Очень точная формулировка: своей миссией Галина Сергеевна полагает как раз сберечь традицию, в которой выражена мудрость народа, в которой каждая деталь имеет смысл и значение, и передать дальше, следующим поколениям.

   Е. НИКОЛАЕВА.

Hosted by uCoz